ММА. Единство целей и многообразие путей
Интервью с председателем правления Межрегиональной Монтессори-ассоциации Оксаной Ивановой
Оксана Иванова, живет в Екатеринбурге, руководит Евразийским центром монтессори-педагогики и детским монтессори-центром «Апельсин», возглавляет правление Межрегиональной монтессори-ассоциации. В апреле 2018 года Оксана была переизбрана в этой должности на новый срок. Мы попросили Оксану рассказать об истории ММА, о результатах работы организации и о планах на ближайщее будущее.
Оксана, как и почему появилась Межрегиональная монтессори-ассоциация?

ММА была создана в 2007 году в Сочи во время третьей конференции Ассоциации монтессори-педагогов Урала и Сибири. Педагоги Урала и Сибири до этого сотрудничали уже несколько лет – это был такой клуб по интересам, возможность найти поддержку у единомышленников. Тогда в России монтессори-метод развивался локально в разных точках страны, и зачастую в городе или даже регионе была только одна организация по методике Монтессори. Где и как общаться с коллегами? Только дружить с соседями из других городов.

Еще до появления ММА мы проводили совместные выставки, семинары и конференции, но никакой структуры не было, события происходили стихийно.

В 2007 году мы решили провести очередную конференцию в Сочи в честь 100-летия монтессори-педагогики в мире. Распространили информацию по нашим привычным каналам, но обнаружили, что на конференцию съехались не только коллеги из Урала и Сибири, но и других городов, особенно много коллег было из Москвы. Стало понятно, что Ассоциацию нужно расширять, работать над ее структурой, ставить общие задачи. Так и родилась Межрегиональная монтессори-ассоциация. В 2007 году ее возглавила Надежда Николевна Смирнова.
Как появилась программа «Детский сад по системе Монтессори»?

Мы объединились и стало ясно, что нужно решать не только учебные, но и более глобальные задачи. И первым встал вопрос легитимизации монтессори-образования. Мы вместе стали думать над тем, как сделать так, чтобы монтессори-педагогика вошла в общее правовое поле.

Мы ездили в Москву, встречались с государственными чиновниками в образовании, консультировались. Все сходились на том, что нам нужна программа. Это подтверждали и сами монтессори-площадки – уже невозможно было жить в системе двойных стандартов. Для того, чтобы получить лицензию нужно было открыто заявлять, что мы работает по системе Монтессори.

Наши поиски решения совпали с тем, что в России был принят новый стандарт дошкольного образования. Получилось так, что все образовательные программы словно обнулились – программы нужно было обновлять и принимать заново, и мы поняли, что это самый удачный момент, чтобы представить программу «Детский сад по системе Монтессори». Программа была написана авторским коллективом, под редакцией Елены Александровны Хилтунен и вышла в издательстве «Национальное образование».

Чтобы нашу программу не отодвинули на периферию, в 2013 году на праздновании 100-летия монтессори-педагогики, мы написали письмо министру образования Дмитрию Ливанову, и собрали много подписей. Тогда мы поняли, как важно объединять людей для решения совместных задач.

В декабре 2014 года Президиум УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров принял решение о присвоении программе «Детский сад по системе М. Монтессори» грифа УМО: «Рекомендовано УМО в качестве методического пособия для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования».

Когда программа была принята и опубликована, мы принимали участие в общественных слушаниях в регионах. Туда приезжали представители муниципальных образовательных учреждений и заслушивали выступления коллективов авторских образовательных методик, чтобы выбрать программу для своего учреждения. Благодаря этой работе и нашим региональным связям почти в каждом регионе появились муниципальные образовательные учреждения по системе Монтессори.

Мы очень рады, что теперь все детские сады могут использовать нашу Программу для написания своей программы, неважно по какому стандарту они работают. Мы доказали, что монтессори-педагогика полностью соответствует государственному стандарту, не противоречит ему, выполняет государственный заказ.
После программы вы взялись за стандарт?

Посмотрев друг на друга, поработав вместе, мы поняли, что мы все очень разные. В таких условиях диалог строить сложно, и чтобы быть профессиональным сообществом, нам нужен общий ориентир. Пришло время создания российского стандарта монтессори-образования, который бы полностью соответствовал концепции монтессори-педагогики, но в то же время не противоречил российской действительности, учитывал достижения российской педагогической школы.

В 2016 году мы приняли Стандарт ММА. Он стал ориентиром для многих образовательных организаций и позволил нам сделать следующий шаг. Мы поняли, как важно научить общество отличать организации, которые просто используют имя Монтессори от тех, кто реализует метод, стремится к развитию. Мы хотим, чтобы организации, которые много вкладывают в свое развитие и распространение метода, получали знак качества – общественное подтверждение своих заслуг. Так закономерно родилась идея общественно-профессиональной экспертизы – процедуры совместного анализа и развития деятельности организации, использующих в своей практике монтессори-метод. И сегодня уже две школы прошли экспертизу и получили статус «Базовой площадки ММА».
Как устроена Ассоциация? Каким образом управляется?

ММА – это сетевое сообщество с горизонтальной системой управления. В этом году мы реализовали сетевые лаборатории, к которой уже присоединились не только представители монтессори-сообщества.

Правление избирается сроком на два года из числа членов Ассоциации, правление работает регулярно не реже двух раз в месяц, решает текущие вопросы, организует события, утверждает документы. Сегодня в состав правления входит 10 человек. Вот их имена: Татьяна Вышина, Надежда Смирнова, Оксана Борисова, Татьяна Костенко, Валентина Михайлова, Сергей Ермилов, Юлия Никиншина, Светлана Рыбникова, Ирина Исаева, Оксана Иванова.

Ассоциация имеет шесть региональных представительств – Центральное, Северо-западное, Уральское, Сибирское, Дальневосточное и Южное. И самая большая работа происходит как раз в регионах. В этом году на пленарном заседании фестиваля «Монтессори-весна» коллеги озвучивали свои достижения за прошедший год, и мы сами удивлялись как много каждый успел сделать.
Расскажите про события ММА, кто их организует?

Каждый год мы проводим три события в партнерстве с принимающей стороной. В апреле фестиваль «Монтессори-весна» вместе с Международным институтом монтессори-педагогики. В июне Слет управленцев и лидеров вместе с Евразийским центром монтессори-педагогики. В октябре проводим Санкт-Петербургские монтессори-чтения вместе с Монтессори-школой Михайловой и РГПУ им.Герцена.

Все эти события разные по концепции и содержанию.

Монтессори-весна – самое масштабное событие, калейдоскоп педагогических практик и подходов, нередко на это событие приезжают гости из-за рубежа. В этом году мы смогли впервые собрать на пленарном заседании представителей разных монтессори-сообществ: Ларису Климанову (Ассоциация монтессори-педагогов России), Елену Ситину (Русское монтессори-общество), Анну Пугачеву и Константина Сумнительного (Фонд AMI). Мы считаем эту встречу нашей совместной победой.

Слет управленцев и лидеров уже в пятый раз соберет руководителей монтессори-площадок. На этом событии мы обсуждаем управленческие процессы, способы представления результатов монтессори-образования родителям, в этом году посвятим встречу маркетингу образовательных услуг.

Конференция в Петербурге направлена на научную составляющую метода – более глубокое его понимание. Неизменный гость и вдохновитель питерской конференции – Елена Александровна Хилтунен.
Какие задачи Ассоциация ставит перед собой на ближайшие пять лет?

Этому вопросу была посвящена стратегическая сессия с Аркадием Цукером, Аркадий поддерживает нас уже много нет. На последней встрече с ним мы подвели итоги работы ассоциации за 10 лет и попытались выстроить стратегию развития на ближайшие пять лет.

Нам нужно еще некоторое время, чтобы определить векторы развития, но главный курс уже выбран – продвижение монтессори-метода на более широкую аудиторию.

Если раньше наша Ассоциация была ориентирована на развитие профессионального сообщества, сейчас пришло время объединиться и вместе продвигать идеи монтессори-педагогики как образовательного метода, отвечающего вызовам 21 века. Мы видим сколько много мифов еще существует относительно монтессори-педагогики, и мы хотим изменить ситуацию.

А для этого нужно искать точки соприкосновения с другими сообществами. Ситуация разрозненности внутри сообщества, неуважительного отношения к представителям разных школ, привели к тому, что мы сами себя дискредитировали в глазах общественности. Пока мы пытаемся друг другу доказать, кто лучше всего понимает метод, все это приводит к тому, что нам, мягко говоря, очень не доверяют родители. Сейчас пришло время объединять усилия и принять уникальность каждого, поэтому мы придерживаемся философии «Единство целей, многообразие путей».

Когда-то еще Стендинг, ближайший ученик Марии Монтессори, сказал:
«Метод Монтессори – это не закрытая система, разработанная раз и навсегда, чтобы в дальнейшем использоваться неизменно в первоначальном виде, он постоянно развивается, как любое живое существо, углубляется, обогащается, видоизменяется. Те, кто изучал его 40, 20, даже 10 лет назад будут удивлены, обнаружив насколько он стал богаче, чем раньше. Это связано не только с более широким применением принципов, лежащих в основе данного метода, но с более глубоким пониманием».
Э.М. Стендинг, Жизнь и творчество Марии Монтессори
В ММА мы понимаем, если есть развитие, значит, будут разные и даже противоречивые варианты реализации метода. Но мы готовы признавать разные точки зрения и уважать друг друга, потому что у нас есть общая цель – помощь детям в построении себя. В этом суть.

Ключевая задача для российского монтессори-сообщества – мы должны быть представлены на всех родительских и профессиональных образовательных событиях, чтобы делиться тем, как положительно влияет монтессори-педагогика на развитие ребенка.

Мы приглашаем всех присоединяться к нам.

Итоги деятельности ММА в 2018 году
Присоединяйтесь к ММА в социальных сетях и не пропускайте новости монтессори-сообщества